17:39 

Gallie
Решила иногда писать про просмотренные фильмы, а то часто находится что-то не обязательно новое, что меня впечатляет в ту или другую сторону.

Но на днях случился фильм, который даже не знаю, советовать или нет.

"Все еще Элис". 2014 год. Джулианна Мур по итогам получила Оскар за лучшую женскую роль.

Очень простой, размеренный, мучительный фильм.

... Элис исполнилось пятьдесят лет, выглядит она на сорок. На эффектные ухоженные энергичные сорок. Она профессор-лингвист, читающая лекции по всему миру, у нее прекрасный муж, с которым она тридцать лет вместе, трое взрослых детей - благополучные старшие и бунтарка младшая, будущая актриса. Старшая дочь замужем и готовится к ЭКО. Прекрасный дом, планы, надежды - все отлично.

Однажды, читая лекцию, Элис не может вспомнить слово "лексикон" - просто выпало из памяти. Мелочь. Случается со всеми.
Через пару дней во время пробежки по привычному маршруту она на короткое время перестает понимать, где, собственно, находится.

Чуть больше, чуть дальше. Сколько яиц идет в рождественский кекс? Как зовут новую подругу сына? Все еще мелочи или уже нет? Кажется, надо сходить к врачу?

Это болезнь Альцгеймера. Редкий, ранний, наследственный, вариант. излечить невозможно. Остановить - тоже невозможно. При ранних формах прогресс очень быстрый.

Простой режиссерский прием: в моменты нарушения памяти героини картинка размывается, яркой остается только сама Элис. Как при сильной близорукости. Пытаешься рассмотреть - и никак. Пытаешься вспомнить - и никак.

Она уже не может найти в доме ванную.
Она уже не узнает младшую дочь, придя поздравить ее после спектакля.

Последние проблески - профессиональный и семейный. Когда-то блестящий лектор, сейчас Элис произносит речь на собрании ассоциации больных болезнью Альцгеймера - самая молодая среди собравшихся. Она вынуждена читать по распечатке, вычеркивая маркером то, что уже сказала. Она даже может шутить - уронив распечатанные листы, пока ей помогают собрать из в прежний опрядок, она говорит "Надеюсь, я забуду этот казус", и зал смеется. Последняя овация в ее жизни - зал встает.

И семейный: ее старшая дочь рожает близнецов и называет девочку в честь мамы. Элис-старшая еще успевает подержать новорожденную Элис-младшую на руках, и глаза у нее зажигаются тенью прежнего интереса - актерская работа Джулианны Мур прекрасна. И все равно очень грустно.

Мы знаем, что завтра, если не через час Элис забудет о существовании внуков.
Мы знаем, что болезнь наследственная, и старшую дочь Элис ждет ровно та же участь. Пожалуй, ей немного легче - она знает заранее, и за оставшееся ей время еще могут изобрести лекарство.

В начале болезни Элис записывает послание для себя будущей. Рассказывает о себе, той, прежней себе и дает инструкцию - как покончить собой, когда исчезнуть даже основные воспоминания. Она еще не понимает, что напоздней стадии болезни не сможет этого сделать - бытовые навыки утрачены, и инструкции вроде "возьми в комоде таблетки и прими их все" уже непосильны.

Финал. Прошло около года. Неживое потухшее лицо человека, который не помнит, кто он, послушно идущего туда, куда ведут. С Элис живет младшая дочь, бросившая ради матери надежды на актерскую карьеру. Дочь читает ей монолог из пьесы и спрашивает: "Ты слышала меня? О чем это?" "О любви", - неожиданно отвечает Элис, от которой уже трудно ждать какого-то ответа. Она смотрит, как фильм, в своем воображении немногие оставшиеся ей воспоминания - детство.

Невыносимо печально...

@темы: прокино

URL
Комментарии
2017-05-19 в 23:53 

Mark Cain
вера в то, что где-то есть твой корабль(с)
Ох. если цепляет даже описание - однозначно надо смотреть. Джулианна Мур невозможно прекрасна. ты видела Одинокого мужчину?

2017-05-23 в 15:58 

Gallie
Mark Cain, нет, хотя примерно представляю. А кого она там играет, там же про гей-пару вроде?

URL
2017-05-23 в 20:12 

Mark Cain
вера в то, что где-то есть твой корабль(с)
Нет, там про человека, оставшегося в одиночестве после смерти любимого. Мур там играет его лучшую подругу, де-факто вторая и единственная главная роль в фильме. это не гей-драма как таковая, потому что погибший партнёр мог быть любого пола. это классическая история о том, как жить дальше и найти смысл, очень красивая визуально.

   

Между Корвосом и жизнью

главная